Сейчас на сайте

Сейчас 249 гостей онлайн

Авторизация



Обучение английскому языку в школе

 Автор: Макарова Наталья Георгиевна, учитель английского языка

 

1 Современные тенденции в обучении английскому языку.

         Позиции английского языка в мире как лидирующего  средства международного общения имеют тенденцию все более усиливаться и связаны, прежде всего, со стремительным развитием высоких технологий (космических, информационных, лазерной техники, био- и нанотехнологий и т. п.), экономики, PR-технологий. Это, безусловно, усиливает мотивацию учащихся общеобразовательной школы, желающих изучить английский язык для конкретного использования в своей будущей деятельности.

       Известный специалист в области лингвистики и методики преподавания иностранного языка С.Г. Тер-Минасова отмечает, что с недавнего времени изучение языка стало более функциональным: «Небывалый спрос потребовал небывалого предложения. Неожиданно для себя преподаватели иностранных языков оказались в центре общественного внимания: легионы нетерпеливых специалистов в разных областях науки, культуры, бизнеса, техники и всех других областей человеческой деятельности потребовали немедленного обучения иностранным языкам как орудию производства. Их не интересуют ни теория, ни история языка- иностранные языки, в первую очередь, английский, требуются им исключительно функционально, для использования в разных сферах жизни общества в качестве средства реального общения с людьми из других стран».

      В настоящее время происходят коренные изменения в обучении, когда кардинальным образом пересматриваются содержание и методы обучения. В связи с этим наиболее логичным будет выглядеть создание и использование новых эффективных методик преподавания иностранного языка уже в средней школе. Данные методики должны в полной мере соответствовать задаче формирования  у учащегося устойчивых навыков владения иностранным языком, его коммуникативной, социокультурной и информационной компетентности.

 

 2 Основные методы работы, используемые на уроках.

 - коммуникативный системно-деятельностный подход к обучению.

       Этот подход представляет собой реализацию такого способа обучения, при котором осуществляется упорядоченное, систематизированное и взаимосоотнесенное обучение английскому языку как средству общения в условиях моделируемой (воспроизводимой) на учебных занятиях речевой деятельности - неотъемлемой и составной части общей (экстралингвистической) деятельности. Проще говоря, это подход, ориентированный на практику общения.

      На современном этапе развития преподавания английского языка при выборе методики преподавания, необходимо учитывать особенности коллектива, в котором данная методика будет использоваться, исходить из личностных особенностей обучаемых, их возраста, интересов, уровня подготовки и многих других факторов. Коммуникативный подход наиболее полно учитывает все эти особенности и предоставляет неограниченный ресурс технологий по формированию полной и оптимальной систематизации знаний.

      Язык- для общения, таков основной подтекст коммуникативного подхода в обучении, в связи с этим  акценты во взаимоотношениях учитель- ученик меняются на усилениевзаимоотношений ученик- ученик. Повышается мотивация учащихся, поощряется как индивидуальность, так и умение достичь цели общения со сверстниками , использование аутентичных материалов дает возможность учащимся выбрать что сказать и как сказать, т.е. на деле происходит переход ко владению иностранным языком именно как средством общения, использованию его на практике как полезного инструмента.

       В качестве примеров работы по коммуникативным методикам можно привести работу в смешанных группах, этот прием активно используется в УМК В.П. Кузовлева на итоговых уроках по темам ( УМК «ENGLISH 7», под ред. В.П. Кузовлева). Заполнение таблиц в результате самостоятельного опроса своих одноклассников по определенной теме с дальнейшим сообщением о результатах –выводах тоже является часто используемым коммуникативным упражнением.  Также интересным приемом является использование оригинальных песен- работа с текстом песни после ее прослушивания- приводит к развитию навыков аудирования, пополнению лексики, а также повторению грамматических структур.   

 -  методики и упражнения направленные на адаптацию в социокультурной среде. 

Одной из основных составляющих коммуникативного подхода является методически грамотное соотнесение родного и английского языков, обеспечение учащихся таким комплексом упражнений, которые без ущерба аутентичности англоязычной речи позволят полностью реализовать изначальные коммуникативные намерения, сформулированные в речемышлении на родном языке. Систематизация овладения английским языком предполагает учет и использование в обучении объективных и субъективных закономерностей усвоения английского языка на основе родного языка и его соотнесении с английским.

    Примерами разработок по такой методике могут служить интеграционные уроки по нескольким учебным дисциплинам, например, по истории, географии, мировой художественной культуре. Темы предлагаемых уроков усиливают мотивацию учащихся к изучению английского языка,  так как позволяют сравнить и сопоставить достижения родной культуры с соответствующими открытиями, достижениями, успехами  в англоязычных странах.

      В качестве примера можно привести урок  по географии в 10 классе по теме «Российские и Британские открытия 19 века», на котором учащиеся имеют возможность подробнее познакомиться с открытиями Пржевальского в Азии и с исследованиями Африки британским ученым Ливингстоном.

       На уроках домашнего чтения  интерес представляют оригинальные произведения, уже знакомые учащимся на русском языке в переводах. Упражнения по отрывкам из таких произведений позволяют с интересом подойти к изучению лексики, составить свое мнение о качестве перевода, самому попробовать себя в качестве переводчика.
 - использование информационно-коммуникационных технологий.
         Трудно переоценить значение использования информационных технологий в современной школе.  Эффективность их применения на уроках, в том числе на уроках иностранного языка, уже не подлежит сомнению.
         Ученые отмечают, что чем больше систем восприятия задействовано в обучении, тем лучше и прочнее усваивается материал. Активное же внедрение новых технических средств в учебный процесс приумножает дидактические возможности, обеспечивая наглядность, аудио и видео поддержку и контроль, что, в целом, способствует повышению уровня преподавания.  
        Компьютеры наилучшим образом «вписываются» в структуру учебного процесса, наиболее полно удовлетворяют дидактическим требованиям и максимально полно  приближают процесс обучения к реальным условиям. Компьютеры существенно расширяют возможности преподавателей по индивидуализации обучения и активизации познавательной деятельности учащихся в обучении иностранному языку, позволяют максимально адаптировать процесс обучения к индивидуальным особенностям учащегося.
       Каждый ученик получает возможность работать в своем ритме, т.е. выбирая для себя объем и скорость усвоения материала. Компьютер обеспечивает объективный контроль, накапливает статистическую информацию о ходе учебного процесса, создает возможности для самостоятельной работы учащихся. 
         Современные учителя иностранного языка находятся в исключительно благоприятном положении. Зарубежные и российские издательства обеспечивают нас огромным количеством современных, интересных, аутентичных пособий по изучению языков. Нам остается только выбрать УМК, пособие по элективным курсам, факультативную программу и адаптировать их к своей ситуации. А необьятные ресурсы Интернета! Подготовка к урокам, on-line тестирование, обмен опытом с учителями разных стран- возможности неограниченны!
      Принимая во внимание все положительные стороны использования компьютеров, учитель- практик все же каждый раз должен подходить к использованию данного средства очень избирательно, понимая, что живое общение с учителем ничто заменить не может.
        В своей работе я стараюсь применять как уже готовые компьютерные программы, так и  разработки учителей нашей школы. 

3     Практическая работа. 

       В своей педагогической деятельности я стремлюсь не только научить детей владеть английским языком, но и сформировать гуманную, всесторонне развитую личность.

Используя наряду с коммуникативным методом обучения и традиционные методики, проводя как традиционные уроки, так и уроки-беседы, уроки-конференции, уроки-праздники, я стараюсь поднять интерес к своему предмету, расширить кругозор учащихся.

       В условиях перехода к профильному обучению  и к новому формату сдачи экзаменов – в форме ЕГЭ, считаю необходимым использование современных УМК соответствующих как требованиям программы по изучению английского языка, так и необходимости сдачи ЕГЭ. Таким пособием, отвечающим как требованиям по тематике, грамматике и другим аспектам языка, так и  являющимся современным, аутентичным, систематически готовящим к сдаче экзамена я считаю УМК “Laser” издательства Macmillan, который использую в качестве дополнительного пособия к УМК под редакцией В.П. Кузовлева в 8-11 классах.

         Считаю неотъемлемой частью своей деятельности ведение творческой научно-исследовательской работы по созданию новых и модернизации уже существующих программ, методик, технологий, по разработке тем факультативов и элективных курсов.

          В научно-методические разработки на этот год включены:
 - компьютерное тестирование учащихся 4-ых классов по учебному пособию “Brilliant”;
 - разработка и проведение урока «Рождество» в 4-6ых классах на основе компьютерной программы издательства Express Publishing “The story of Santa Claus”.
 - использование компьютерных программ для подготовки к сдаче ЕГЭ в 10-11ых классах
 - разработка урока с использованием ИКТ в 10 классе по обучению говорению
-  разработка элективного курса «Основы делового общения на английском языке».

         Кроме систематической работы на уроках, считаю необходимой частью работы учителя проведение внеклассных мероприятий на английском языке. Среди таких мероприятий ежегодными являются “Halloween”- в форме праздника- представления, либо проведения конкурсов и викторин на последнем уроке 1-ой четверти;

“Christmas in Britain” во всех классах в конце второй четверти в форме уроков-праздников, конкурсов чтецов, уроков-бесед, викторин по рождественским традициям .

Ко дню Святого Валентина (14 февраля) традиционно проводится конкурс на лучшее исполнение стихотворения, песни или сценки на английском языке.

         Кроме того, интерес у учащихся неизменно вызывают тематические мероприятия

 - «Праздники в США и Британии» в 7-8 классах,
 - «Поиски пиратского клада»- в 3-4 классах,
 - « Заповедники и природоохранные зоны России» в 7 классе и другие.

     В заключение, хотелось бы отметить, что неравнодушное отношение к своему предмету, стремление к постоянному самосовершенствованию, любовь к детям и желание работать являются для меня основополагающими принципами работы в школе. Я считаю, что английский язык как учебный предмет имеет огромный потенциал, как средство развития, так и средство воспитания на примерах и ситуациях гармоничной личности, обладающей коммуникативной культурой и способной занять достойное место в современном обществе.